ИНФОРМАЦИЯ

Фисенко Тамара Ивановна,
доцент кафедры теории и методики обучения
КГБОУ ДПО Хабаровский краевой институт развития образования

Понятие и сущность содержания образования
Плохой учитель преподносит истину,
хороший — учит ее находить.
А.Ф. Дистервег

Задание 1: по ходу лекции записать ключевые понятия.
Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
Культурологическая концепция («интеграционный подход») содержания образования (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер).
  
Подходы к определению сущности содержания образования.
Подход — это ракурс, исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается, и которая определяет его направленность относительно цели.
Знаниево-ориентированный подход (традиционная педагогика), ориентирован преимущественно на освоение системы научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.
Личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, B.C. Леднев, В.В. Краевского и др.) — за основу берутся ценностно-значимые запросы и намерения, личности.
Компетентностная теория содержания обучения (В.А. Болотов, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин). Основу содержания обучения составляют компетентности.
Компетентность — это целостный опыт личности в решении жизненных проблем, освоенные способы выполнения ключевых функций, относящихся ко многим социальным сферам и социальным ролям.
Предметные знания, умения и навыки при этом не исчезают из содержания обучения, но они выполняют роль своеобразного «предметного поля», на ко­тором предметная осведомленность и предметное умение «переводятся» на уровень универсальных умений.
Системно-деятельностный подход (М.Н. Скаткин, В.В. Краевского, И.Я. Лернер). Ориентирован на метапредметность.
Метапредметный подход в образовании (А.В. Хуторской, Ю.В. Громыко).
Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании обучающегося. Метапредметность — основа преемственности содержания образования основной и старшей школы. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.
ž   Знание как результат познавательной деятельности человека включает понятия, законы, факты, теории, гипотезы, метазнания. Метазнания — знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
ž   Уме́ние — освоенный субъектом способ выполнения действия по определенным уже известным правилам, образцам. «Способ ¾ действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» (словарь С.И. Ожегова с. 697). Навык — умение, доведенное до автоматизма. ДЕЙСТВИЕ — структурная единица деятельности, относительно завершенный отдельный акт человеческой деятельности, для которого характерны направленность на достижение определенной осознаваемой цели, произвольность и преднамеренность индивидуальной активности. Учебное действие (У.д.) —  действие, имеющее своей целью передачу или приобретение знаний, а также формирование речевых навыков и умений. В основе У.д. лежат операции. Результатом учебной деятельности является не получение готового продукта, а овладение способами и знаниями, которые в дальнейшем позволят получить какой-либо продукт. Ведущей учебная деятельность является только в младшем школьном возрасте. В основной и старшей школе ведущей деятельностью является теоретическое, критическое, творческое, мышление.
ž   Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность обучающегося к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности и включает в себя:
- метаумения — (надпредметные) присвоенные метаспособы, регулятивные, коммуникативные, познавательные;
- творческие умения — самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- построение принципиально нового способа решения;
- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности.
ž   Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру ориентирован на развитие личностных смыслов, нравственных ценностей, которые являются основой отношения к миру. Включает в себя ког­нитивный, нравственный, эмоциональный и поведенческий компоненты.



проект концепции




Коллеги! Это ссылка на блог предыдущих курсов, посмотрите, ИНТЕРЕСНО! К сожалению, исчезли картинки, но на ошибках учатся!


Прием "Инсерт"

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Сформулируем некоторые правила: «Как читать текст, сохраняя интерес к теме?»
Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может  стать заполнение таблицы («Инсерт»), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Таблица «Инсерт»

              «V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
              «+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

              «–»
поставьте «–»(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
              «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение
На этапе осмысления удачно использование способа маркированного чтения текста на основе приема «Выделение цветом» по заданным условиям. Задание учащимся – прочитать учебный текст, заранее перенесенный учителем на компьютеры и интерактивную доску, промаркировать информационные единицы текста в соответствии с тремя позициями: «это мы уже знаем» (синий цвет), «это мы не поняли» (фиолетовый цвет), «это для нас новая информация» (зеленый цвет). Получившаяся «картинка» дает визуальное представление о степени осведомленности по теме, сигнализирует о моментах непонимания. Далее следует организовать процесс переработки информации: ученик должен скопировать из исходного текста тезисы, требующие усвоения, из них составить новый документ, сохранить его на личном электронном носителе или вывести на печать. Каждый ученик работает индивидуально на персональном компьютере; возможно экспонирование наработанного через проектор, чтобы обеспечить доступ класса к работе каждого.
О рабочей программе учителя музыки

Теория «множественности интеллекта»
Говард Гарднер (11 июля 1943 г.) утверждает, что интеллект – не просто явление, состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других.
Интеллект – питательная среда для ума. Можно ли развить свой интеллект или он дается нам от рождения и до конца жизни? Можно, вне всякого сомнения. Теория множественности интеллекта ГовардаГарднера впервые была опубликована в 1983 году в книге «Рамки ума: теория множественного интеллекта».
Г.Гарднер утверждает, что каждый человек обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта в разной степени выраженности:
1. Вербально-лингвистический интеллект (любит читать, имеет хорошую словесную память, имеет богатый лексический запас, любит сочинять и т.д.). Он наиболее сильно развит у поэтов, писателей и ораторов.
2. Логическо-математический интеллект (любит счет и работу с числами, владеет математическими понятиями, любит решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, мыслит на более абстрактном уровне по сравнению со своими сверстниками, разбирается в причинно-следственных связях). Развивается по мере взросления человека и с его способностями в математике.
3. Визуально-пространственный интеллект (мыслит зрительными образами; легче, чем тексты, читает карты, схемы, диаграммы; любит предаваться фантазиям и заниматься искусством; хорошо рисует; конструирует интересные трехмерные модели; при чтении больше информации получает из иллюстраций, а не слов). Это тип интеллекта, зависящий от чувств, зрительного представления/ восприятия и способности зрительно представить предметы, включает способность создавать внутренние умственные образы, изображения. Такой вид интеллекта превосходно развит у художников, скульпторов, архитекторов, изобретателей и шахматистов.
4. Моторно-двигательный интеллект (показывает высокие спортивные результаты; удачно копирует жесты, мимику, манеры других; любит разбирать и вновь собирать предметы; трогает руками все, что видит; любит бегать, прыгать, бросаться; демонстрирует способность к ремеслу). Этот тип интеллекта имеет отношение к физическим движениям и к знаниям/ мудрости организма, включая кору головного мозга, отвечающую на мышечные движения тела. Приобретается с опытом и наиболее развит у танцоров, мимов, актеров и спортсменов.
5. Музыкально-ритмический интеллект (запоминает мелодии песен; имеет хороший голос; играет на музыкальном инструменте, поет в хоре; двигается и говорит в ритмичной манере; бессознательно напевает про себя; ритмически постукивает по столу, занимаясь чем-нибудь.) Этот тип интеллекта основан на узнавании музыкальных образов, включая окружающие нас звуки, и на чувстве ритма. Сильнее развит у композиторов, музыкантов, певцов и танцоров.
6. Межличностный интеллект (любит общаться со сверстниками; оказывается лидером в различных ситуациях; любит играть с другими детьми и поучать их; умеет сопереживать, проявлять заботу о других; другие дети стремятся в его компанию). Этот тип интеллекта проявляется в основном в межличностном общении, подразумевает способность работать в коллективе на условиях сотрудничества, а также способность к вербальному/ невербальному общению с другими людьми. Священники, политики и дипломаты – это люди, у которых он наиболее развит.
7. Внутриличностный интеллект (демонстрирует чувство независимости/ силу воли; реально осознает свои плюсы и недостатки; выполняет задания хорошо тогда, когда ему ничего не мешает; умеет управлять собой; предпочитает работать в одиночестве; точно описывает свои чувства; учится на собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства.) Это тип интеллекта позволяет осознать себя, отступить назад и посмотреть на себя со стороны как внешний наблюдатель. Высшей квалификации в этом виде интеллекта достигают психологи, учителя и воспитатели.
8. Натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя) проявляет интерес к природе, природным явлениям, животным, растительности, демонстрирует способность понимать мир природы, различать, классифицировать признаки и свойства окружающей среды и т.д.
Как утверждает Гарднер, степень проявления и развития того или иного типа интеллекта зависит от жизненного опыта индивидуума. Чем чаще человек использует тот или иной тип интеллекта, тем больше возможностей и лучше обучение, тем лучше развивается данный тип интеллекта.
 Все восемь видов интеллекта могут быть связаны между собой. Но любой из этих видов вы можете развить превосходно самостоятельно.
Обычные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они менее валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или продвижения в карьере. Меры других способностей, например личностного интеллекта, возможно, помогут объяснить, почему некоторые люди с блестящими показателями в колледже становятся в последующей жизни жалкими неудачниками, тогда как менее успешные студенты становятся лидерами, вызывающими поклонение.
Поэтому Гарднер и его коллеги призывают к «интеллектуально-объективной» оценке способностей учащихся. Это позволит детям продемонстрировать свои способности иными способами, чем с помощью тестов, выполняемых на листе бумаге.


Тип интеллекта
Определители
Умения
Лингвистический интеллект
Исключительная способность применять слова и язык в языковой практике

Чаще использует словесные образы, нежели изобразительные

Хорошее чувство юмора

Быстрое схватывание языковых нюансов 

Слушать

Говорить

Писать

Рассказывать истории

Преподавать

Запоминать 

Логико-математический интеллект

Исключительная способность думать концептуально с использованием логических и/ или числовых моделей

Способность быстро связывать различные идеи/ информацию

Склонен задавать множество вопросов

Любит проводить “эксперименты”

Решать проблемы

Применять сложные цепи в рассуждениях в построении логических последовательностей

Проводить контролируемые эксперименты

Способность производить сложные математические вычисления

Способность хорошо работать с геометрическими формами

Пространственный интеллект

Исключительная способность удерживать в памяти умственные образы

Нравится смотреть на карты, фильмы, картины и т.д.

Способность быстро составлять практические объекты (стулья, столы и т.д.)

Прекрасное чувство ориентации на местности

Хорошие способности к рисованию

Понимание карт и графиков

Манипулирование образами

Построение/ создание

Чтение

Способность выделяться «аналогичными» оценочными вопросами

Двигательный (кинетический) интеллект

Способность умело обращаться с объектами

Исключительная двигательная координация и умелые руки

Хорошее чувство равновесия

Использование рук для создания, построения и понимание идеи или объекта

Эти ученики самовыражаются посредством движения

Спорт

Рукоделие

Драма/ мимика

Использование рук для создания, построения и понимание идеи или объекта

Исключительно хорошее понимание языка тела 

Музыкальный интеллект

Исключительная чувствительность к окружающим или природным звукам (текущей воде, колоколам и т.д.)

Мгновенная реакция на музыку (положительная или отрицательная)

Запоминание улучшается, когда текст прикладывается к ритму или песне

Игра на музыкальных инструментах

Узнавание образцов музыкальных произведений – в частности, тональных

Способность отличиться, когда даются чрезвычайно точные параметры для представления 

Межличностный интеллект

Способность испытывать чувства

Прекрасные организаторские качества

Умение быть эффективным миротворцем

Способность поддерживать сотрудничество

Применение вербального и невербального языка в эффективном общении с широким кругом людей

Консультирование

Разрешение конфликтов

Построение команды

Установка взаимоотношений

Лидерство



Внутриличност-ный интеллект


Спокойный и скрытный

Очень интуитивный

Говорит о своей роли в классе во взаимоотношениях с другими

Обдумывает смысл задач сверх заданного содержания

Способность рассуждать

Умение работать в команде

Умение сочувствовать

Склонность к философским размышлениям

Постоянная озабоченность вопросами о взаимоотношениях с другими людьми

Комментариев нет:

Отправить комментарий